
В Казахстане разрабатывается новый проект Закона «О комплексной поддержке детей (лиц) с ограниченными возможностями здоровья», направленный на защиту детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эта инициатива является важным этапом в развитии инклюзивного образования и принципов социального равенства в стране. Документ готовится в соответствии с поручениями Главы государства на IV Национальном съезде и рекомендациями депутатов Сената Парламента.
Главная цель нового закона — обеспечение равного и непрерывного доступа детей с особыми образовательными потребностями к качественному образованию, а также к медицинским и социальным услугам. Эта система призвана всесторонне охватить развитие особого ребенка не только на уровне школы, но и в семье, вплоть до его адаптации в обществе.
Как отметила Бульбуль Елеусинова, директор Департамента инклюзивного и специального образования Министерства образования Республики Казахстан:
«Принятие закона позволит создать скоординированную, адресную и стабильную систему поддержки детей, нуждающихся в комплексной помощи. Этот документ разработан в целях реализации рекомендаций Комитета ООН по правам инвалидов, принятых в 2024 году.
Согласно официальным данным, в настоящее время в нашей стране насчитывается 235 тысяч детей с особыми образовательными потребностями. Для их поддержки функционируют 508 организаций специального образования: 110 психолого-медико-педагогических советов (ПМПК), 230 психолого-педагогических коррекционных кабинетов (КПК), 99 специальных школ, 45 специальных детских садов, 13 реабилитационных и 11 аутистических центров.
В Шымкенте также активно развивается сфера инклюзивного образования. В более чем 30 школах города открыты кабинеты инклюзии, а более 1000 детей с особыми образовательными потребностями получают образование. Изучаются потребности детей с особыми потребностями. Кроме того, такие учреждения, как специальная школа-интернат № 2, реабилитационный центр «Болашак» и центр аутизма «Асыл Мирас», ведут постоянную работу с особыми детьми.
По данным городского управления образования, более 70% педагогов Шымкента прошли специальные курсы по инклюзивному образованию. Педагоги, логопеды, дефектологи и психологи используют инновационные методы социализации детей с особыми потребностями.
За последние два года в более чем 40 школах Шымкента установлены пандусы и лифты, а также тактильные указатели и системы звукового сопровождения. Эти меры позволят детям с особыми потребностями равноправно участвовать в образовательном процессе.
В целом, законопроект «О комплексной поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья» — социально значимая инициатива, которая напрямую повлияет на судьбу детей, считающихся наиболее уязвимой группой общества. Он станет не только законодательным актом, но и зеркалом, отражающим нравственный уровень общества.
Развитие инклюзивного образования в Шымкенте Благодаря этому закону развитие получит новый импульс, открывая детям с особыми потребностями возможность реализовать свой потенциал и стать полноценными членами общества.
