
В этом году были опубликованы результаты международного исследования TALIS-2024, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые подтверждают эффективность реформ в сфере образования Казахстана последних лет. Результаты масштабного исследования показали значительное повышение профессионального статуса учителей в стране и качества образования. Шымкентские учителя также внесли достойный вклад в эти достижения.
Исследование TALIS (Teaching and Learning International Survey) — это международный оценочный проект, анализирующий условия труда, профессионального развития, преподавательский опыт и образовательную среду учителей в школах. Казахстан впервые принял участие в этом исследовании в 2018 году, и в этом году было опрошено более 7 тысяч учителей и 369 директоров школ. Среди них — учителя и руководители крупных школ Шымкента.
По словам министра образования Жулдыз Сулейменовой, результаты исследования демонстрируют эффективность инициатив Главы государства в сфере образования и конкретные результаты реализации Закона «О статусе учителя»:
«По сравнению с 2018 годом, казахстанские учителя стали меньше тратить времени на административную работу и больше внимания уделять преподаванию, установлению прямого контакта с учениками и родителями. Уровень удовлетворенности учителей своей профессией также значительно вырос», — отметила министр.
Согласно данным TALIS-2024, средняя недельная нагрузка казахстанских учителей снизилась с 50 до 36 часов. Это один из уникальных показателей среди стран ОЭСР. Оптимизация рабочего времени учителей напрямую влияет на качество образования.
Исследование выявило еще один важный факт — средний возраст казахстанских учителей составляет 41 год, что на 4 года ниже среднего показателя по странам ОЭСР. Таким образом, приток молодых специалистов в систему образования стал стабильным. Кроме того, значительно выросла доля учителей с послевузовским образованием: магистров – 11%, докторов наук – 0,6%.
По данным Шымкентского городского управления образования, за последние три года доля учителей со степенью магистра в городе удвоилась. Это, в свою очередь, укрепило научно-методический потенциал школ и открыло путь к качественно новому уровню образования.
Исследование также показало, что уровень профессиональной удовлетворенности учителей достаточно высок. 95% казахстанских учителей довольны своей работой, а 80% ответили, что «если бы у меня была возможность снова выбрать профессию, я бы снова стал учителем».
Результаты TALIS-2024 в очередной раз подтверждают, что образовательная политика Казахстана положительно оценивается на международном уровне. Повышение квалификации и социального статуса педагогических кадров в стране также способствуют устойчивому росту качества образования.
Шымкент не остался в стороне от этих изменений: сегодня в школах города широко используются цифровые платформы, современные методы обучения и новые технологии. Для поддержки профессионального роста учителей реализуются такие проекты, как «Өрлеу», «Teacher Hub» и городской «Центр образовательных инноваций».
Как показывают результаты исследования TALIS, за последние шесть лет профессиональная репутация и условия труда казахстанских учителей поднялись на новый уровень. Значительный вклад в это достижение вносят и учителя Шымкента своим трудом и инновационным подходом.
