2025-11-26 11:07:00
7.3 C
Шымкент

Көп қаралғандар

Шымкент: Алина Соловьёва – педагог, получившая звание «Герой Труда»

Учитель биологии школы-гимназии №1 Шымкента Алина Соловьева в 2018 году получила медаль «Қазақстанның Еңбек Ері».

Алина Соловьева – учитель биологии с 35-летним стажем, автор 14 учебников и Герой Труда Казахстана. Ее методики помогли десяткам учеников стать победителями республиканских и международных олимпиад, а ее книги легли в основу обучения тысяч школьников. Сегодня педагог продолжает развивать образование.

После окончания школы Алина Соловьева выбирала между журналистикой и преподаванием. Оба этих направления, по ее мнению, помогают людям. Но именно в учительской деятельности она увидела возможность быть ближе к тем, кому может принести пользу.

«Журналисты своим влиянием могут помочь большой массе людей. Учитель такой массы охватить не может, но зато он находится рядом с теми, кому приносит пользу каждый день», — говорит она.

За годы работы Соловьева наблюдала за эволюцией преподавания биологии. Когда она только начинала, основными инструментами обучения были доска и мел. Сегодня технологии открыли перед учениками двери в удивительный мир науки.

«Сейчас у нас есть интерактивные доски, компьютерные классы, искусственный интеллект. Например, можно показать детям череп: сначала он цельный, затем отдельные кости окрашиваются в разные цвета, разъезжаются, демонстрируя структуру. Видно даже такие детали, как решетчатая кость и «турецкое седло». Потом кости снова собираются, и перед глазами обычный череп. Это вещи, которые еще недавно казались невозможными», — рассказывает она.

Но не все изменения Алина Соловьева воспринимает положительно. Современная образовательная программа по ее предмету, считает она, оторвана от жизни, а дети меньше взаимодействуют с реальным миром.

«Раньше биология была привязана к реальности: мы работали с гербариями, микропрепаратами, изучали живые организмы. Теперь лабораторные работы стали биохимическими, дети видят только теоретические модели. Они перестали замечать жизнь вокруг. Называешь растение — никто не знает. «Ну как, вы же мимо ходите?», — говорю им. Они в ответ: «А мы не ходим, а мы ездим». И даже когда они ходят по улицам, они не рассматривают живое вокруг себя. Это минус», — отмечает педагог.

Реакция на награду

Когда Алина Робертовна узнала, что ее кандидатуру планируют представить к государственной награде «Қазақстанның Еңбек Ері», она была против этого.

«Говорю, нет, вы абсолютно не правы. Меня нельзя к этой награде представлять. Здесь написано: повлияли на экономическое или социально-культурное развитие страны. Всей страны! Это сильно сказано. Я всю жизнь проработала только в одной школе», — вспоминает учитель свои слова, сказанные в кабинете акима города.

На что аким напомнил, что у Алины Робертовны – 16 республиканских призеров олимпиад, 4 международных победителя, 20 учебных пособий, по которым учится вся страна. Именно этот ее вклад достоин государственной награды.

Со временем Алина Соловьева осознала, что эта награда – не только личное признание, но и возможность вдохновлять других. После получения звания она стала внимательнее к своим поступкам, старается не допускать ошибок, которые могут бросить тень на это звание. Стала активнее ее деятельность в партии «Аманат», в которой она состоит с 2014 года.

Кроме того, она начала больше времени уделять общественной работе: посещает учебные заведения Шымкента, встречается с преподавателями и студентами, рассказывает о важности образования и патриотизма.

Неизменным осталось одно – Алина Соловьева верна своим принципам – всегда быть полезной там, где это возможно. Деньги никогда не были для нее важны, а помощь людям – естественная часть жизни. Она старается поддержать тех, кто к ней обращается, будь то работа над учебниками, помощь детям или коллективу. Уже более десяти лет она является председателем профсоюзного комитета школы и старается быть полезной коллегам.

Секреты профессии педагога

Помимо общих знаний, Соловьева старается привить детям важные жизненные навыки: основы гигиены и первой помощи.

«Гигиена – это не про чистоту. Это про сохранение здоровья. Я учу детей, как беречь зрение, заботиться о позвоночнике. Я пытаюсь до каждого ребенка донести, как возникают болезни, какие причины приводят к тем или иным плохим последствиям, как оказывать первую помощь. Хотя сейчас по современной программе это почти исключено. Однажды мои ученики, уже студенты, помогли своим одногруппникам справиться с проблемами по здоровью. Их спрашивали: «У тебя мама врач?». А они отвечали: «Нет, я просто хорошо учил биологию в школе», — улыбаясь, рассказывает она.

В работе с учениками она убеждена: если дети вовлекаются, процесс становится общим – они мотивируют друг друга. Главное – идти до конца, даже если результат окажется не таким, как ожидалось. Вложенные усилия никогда не бывают напрасны, и рано или поздно дают свои плоды.

На вопрос, как ей удается из простых учеников делать призеров международных олимпиад, Соловьева отвечает, что ей просто везет с учениками.

«Понимаете, это чистое везение. Попадаются ребята, которые действительно тянут эту нагрузку, где-то я уже за ними бегу, что там говорить, они уже вперед меня убежали, а я как старый тренер там где-то за ними ковыляю. Такие дети штучные, просто они мне попадаются. Ну не знаю, Всевышний так решил и все», — говорит педагог.

Она уверена: главное в профессии педагога – делать детей счастливее, помогать им становиться увереннее и лучше. Неважно, классный руководитель ты или учитель-предметник, важно, чтобы твое присутствие в жизни учеников приносило им пользу.

«Не стоит зацикливаться на мнении окружающих – коллег, начальства, на сложных обстоятельствах. Главное – быть полезным детям. Если в этом можно честно признаться себе, значит, все сделано правильно. А остальное не имеет значения. Главное – сохранить силы и не потерять желание работать в профессии. Учитель – это не профессия, а состояние души. Если выбрал этот путь, то назад дороги нет», – говорит она.

Источник: baq.kz

Соңғы жаңалықтар

ҰҚСАС ЖАЗБАЛАР