
В школе №150 города Шымкента совместно с городским управлением внутренней политики и городским методическим центром был проведен научно-исследовательский конкурс-проект «Герои среди нас», приуроченный к 80-летию Победы. В конкурсе участвовали ученики 8–10 классов общеобразовательных школ города. Основная цель мероприятия — популяризация подвига участников Великой Отечественной войны, воспитание у молодежи патриотизма и уважения к исторической памяти.
В течение месяца работы оценивались жюри: поступило около 90 исследовательских работ. Во второй тур прошли 30 учеников из 28 школ, которые представили интересные исследования о героях войны, пожертвовавших жизнью ради родины. Среди них — работы о Сабыре Рахымове, Карсыбае Сыпатаеве, Талгате Бигелдинове и других.
Кроме того, городской методический центр провел республиканскую научно-практическую конференцию «Наследие героизма и национальных ценностей: в современной системе образования», посвященную 115-летию знаменитого воина Бауыржана Момышулы. Конференция была направлена на изучение исторического, литературного и духовного наследия Б.Момышулы, популяризацию его подвига и методов воспитания молодежи. В мероприятии приняли участие около 300 человек — ученые вузов, директора школ, педагоги средних, технических и профессиональных образовательных организаций из Астаны, Шымкента, а также Северного Казахстана, Атырау, Павлодара, Кызылорды, Жамбылской и Туркестанской областей в офлайн и онлайн форматах.
Теоретическая часть конференции включала обсуждение укрепления научно-практических связей образовательных организаций, совершенствования методов патриотического воспитания и внедрения национальных ценностей в учебный процесс. Практическая часть была посвящена обмену методическими рекомендациями, профессиональными навыками и креативными подходами к обучению. По итогам конференции лучшие доклады и практические работы были систематизированы и включены в сборник методических материалов, способствующих профессиональному росту педагогов.
Все эти мероприятия направлены на активизацию учебно-воспитательного процесса, воспитание патриотизма и повышение качества образования. В дальнейшем такие инициативы в Шымкенте будут развиваться и расширяться.
Заместитель акима города Сарсен Құранбек в ходе пресс-брифинга сообщил о запуске ряда новых инициатив и проектов по повышению качества образования в школах города. Среди них — разработка комплексного проекта развития «Качественное образование», который направлен на повышение качества преподавания, сокращение образовательного разрыва, развитие профессиональных компетенций педагогов и цифровизацию учебного процесса.
Проект будет реализован через структурные подразделения управления образования, методический центр, центры повышения квалификации и все средние образовательные учреждения города.
Повышение качества образования в регионе рассматривается как один из ключевых индикаторов социально-экономического развития. В связи с этим акцент делается на рост функциональной грамотности учащихся.
Результаты последних мониторингов выявили ряд системных проблем: различия в качестве образования между школами и регионами; низкий уровень функциональной грамотности (читательской, естественно-научной, математической); трудности выполнения заданий международного формата (PISA, TIMSS, PIRLS); разный уровень профессиональной компетентности педагогов; недостатки в оценочных и диагностических инструментах; неравномерная цифровизация школ.
С. Құранбек подчеркнул, что стратегической задачей для Шымкента является переход к модели управления образованием на основе данных, системное повышение профессионального уровня педагогов, развитие функциональной грамотности и стандартизация качества обучения.
Идея проекта заключается в распространении опыта квалифицированных учителей и заместителей директоров, работающих в школах, для повышения профессионализма педагогов, мониторинга качества образования, совершенствования воспитательной работы и управления школами. В настоящее время разрабатывается концепция и рабочий план проекта.
Особое внимание уделяется комплексному развитию навыков «Чтение», «Письмо», «Аудирование» и «Говорение» у школьников, обновлению учебных программ и методическому сопровождению образовательного процесса.
В рамках проекта также будет реализован ряд мероприятий и конкурсов:
«Книга — крылья» — формирование навыков чтения через изучение классической литературы и творчества Абая;
«Источник поэзии — тайны слова» — развитие интереса к произведениям казахских поэтов и писателей среди учеников 2–10 классов;
«Поэтический конкурс» — развитие навыков выразительного чтения и устного мастерства на основе казахских эпических произведений;
«Золотое перо» — развитие письменных навыков, проведение городского конкурса «Национальный диктант» среди учеников 5–7 классов;
«Слово — достоинство» — развитие навыков письменной речи и аргументированного изложения, конкурс эссе «Продуманный народ» для учеников 7–10 классов;
Единый диктант для директоров школ — проект «Грамотный руководитель — залог качественного образования»;
«Сила слова» — развитие навыков аудирования и говорения через дебаты, словесные состязания и различные конкурсы.
Все мероприятия и конкурсы разрабатываются с учетом возрастных особенностей учащихся и государственных образовательных стандартов.
В современном образовании эффективное использование искусственного интеллекта и цифровых технологий становится ключевым условием формирования навыков XXI века. Повышение цифровой компетентности педагогов и школьников, внедрение инновационных инструментов в учебный процесс — главный залог качественного образования.
В связи с этим в Шымкенте создается единая образовательная экосистема для развития инноваций и цифрового обучения — проект «Shymkent Bilim Hub». В его рамках проводятся семинары, тренинги, онлайн-курсы, пилотные проекты с применением ИИ, конкурсы и инициативы для поддержки инноваций у школьников и педагогов.
Проекты и конкурсы будут проводиться поэтапно каждый учебный квартал.
Источник: shymkala.kz
