Во все времена образ учителя ярко проступает в словах великого мыслителя Аль-Фараби: «Учитель по своей природе должен всё сказанное понимать досконально, всё увиденное, услышанное и замеченное хранить в памяти, ничего не забывать; быть острым и наблюдательным разумом, предельно красноречивым, тяготеть к науке и знанию, быть крайне скромным, возвышенным духом, чтить честь и достоинство, быть справедливым как к близким, так и к незнакомым, всем являть добро и благородство, не знать страха и робости, быть смелым и мужественным». В этих строках — профессиональный и нравственный портрет педагога. И всё же вопрос «как поднять престиж учителя?» не сходит с повестки.
Нередко молодые люди, осознанно выбравшие профессию и имеющие высшее образование, столкнувшись с трудностями, уходят в другие сферы или работают формально: не находят общий язык с детьми, избегают планирования уроков, сетуют на зарплату. И всё же рядом с нами есть и другие — те, кто искренне любит своё дело, не жалеет времени и сил на воспитание личности, мечтает увидеть плоды труда. Если говорить откровенно, престиж учителя в конечном счёте создаёт он сам.
Учитель — профессия особая, потому что объект его труда — человек. Перед ним дети с разными характерами, с разным семейным опытом. Выстраивая педагогическое взаимодействие, учитель обязан видеть не только дидактическую цель, но и интерес ребёнка. Каждый ученик — целый мир. Умение слушать, чувствовать настроение, по-настоящему любить детей, различать психологический климат в классе — и, главное, воспринимать ученика как равного собеседника — вот тогда работа даёт результат.
Развивая способности ребёнка, учитель должен оставаться в постоянном поиске. Как говорил французский педагог Жубер, «обучать — значит учиться вдвое». Современному педагогу необходима собственная позиция и готовность её отстаивать, научно выстроенное педагогическое мышление, умение самостоятельно обновлять знания, работать с детьми в партнёрстве, соединяя профессиональную требовательность с человечностью. «Учитель — сердце школы» (Ы. Алтынсарин), а значит, он обязан быть примером — поведением, культурой речи, отношением к делу.
Государство последовательно улучшает программы, расширяет повышение квалификации, внедряет новые практики, критически развивает методики оценивания. Но по мере роста общественных ожиданий растёт и личная ответственность учителя. У каждой профессии своё место и миссия, и в школе сегодня особенно важен педагог, владеющий современными технологиями и слышащий «голос ученика». Сторонница этого подхода Джин Раддок писала: цель беседы с детьми — понять, что такое учение с точки зрения самого ученика, и как улучшить его для конкретных ребят и групп.
Разговаривать с детьми, не делить их на «сильных» и «слабых», видеть в каждом потенциал — это уже половина успеха. Учитель должен выступать и как психолог: поддерживать, подсказывать, помогать преодолевать барьеры. Тогда растёт доверие к обучению, и дети охотно работают даже с «строгим» педагогом. Потому что требовательный учитель и есть настоящий союзник ученика — тот, кто искренне желает ему роста и не позволяет останавливаться на достигнутом.