На фестиваль приехали ремесленники из Узбекистана, Кыргызстана и некоторых районов Туркестанской области. Мастера делились секретами и вспоминали традиции древнего народного ремесла. Здесь же можно было получить мастер-класс по изготовлению ковров.
«Мы должны больше пропагандировать древние и современные образцы декоративно-прикладного искусства — войлоковаляния, одним из которых является текемет — войлочный национальный ковер. Кстати, такие ковры в разных регионах изготавливают по-своему. Войлоковаляние было очень важно для кочевников. Войлоком покрывали юрты, застилали пол и возвышенные спальные места в жилищах. Изготавливали войлочные чепраки, переметные сумы, чехлы, молитвенные коврики. Этот народный промысле дышит ароматом степи, открывает особенности материальной и духовной жизни казахского народа. Глубоким уважением пользовались в народе ткачихи, которые могли воспроизвести на ковре любой узор. Национальные традиции ковроткачества до сих пор хранятся и продолжаются народными мастерицами. Их изделия поражают свободной импровизацией. Порой они не броски, но именно в этой неброскости есть своя внутренняя тонкость», — рассказывает директор городского Центра традиций Бахтияр СПАНОВ.
На фестивале специалисты рассказали, что для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манеры исполнения, равновесие фона, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения. Ремесленники показали, как проходит процесс стрижки овечьей шерсти, ее окрашивание, расчесывание. Горожане, пришедшие на фестиваль, сами могли попробовали своими руками изготовить ковры.
«Безворсовые и ворсовые ковры делают до сих пор в отдельных регионах Казахстана, главным образом на юге республики. В изделиях решающее значение имеет мотив, в штучных — монокомпозиции с повествовательными мотивами. К примеру, такое можно увидеть на изображениях Астаны или с видными деятелями», — продолжает директор центра.
Гости войлок-fest узнали историю текемета, его и виды, региональные особенности, технологию валяния. Молодые мастеры выдвигали новые идеи в изготовлении и применении национальных ковров, предлагали варианты их использования в быту.
«Это мероприятие способствует приобщению молодежи к национальному коду, возрождению родной культуры в сознании подрастающего поколения. Главное, чтобы народное ковроткачество не кануло в Лету. Мы собираем старинные, забытые узоры, технику их изготовления, чтобы передать молодым мастерицам», — говорит Бахтияр Абилович.
На фестивале была представлена выставка сувениров в различных национальных стилях.