2024-04-25 11:35:50
17.3 C
Шымкент

Көп қаралғандар

Почтили память Аскарова

В этом году со дня рождения государственного и общественного деятеля, члена Союза писателей Казахстана Асанбая АСКАРОВА исполнилось 100 лет. И хотя эту дату в Шымкенте и других городах Казахстана отмечали в сентябре, о его заслугах говорят до сих пор и будут говорить еще долгие годы…

Как вспоминают современники Асанбая Аскарова, он был колоритной фигурой своего времени, человеком творческого склада ума и широкого масштаба. В течение 25 лет Аскаров возглавлял три области — Жамбылскую, Алматинскую и Южно-Казахстанскую, являлся депутатом Верховного Совета СССР 7-11-го созывов. Неоценим его вклад в экономику, культуру, образование и науку республики.

Особенно плодотворным было его руководство Чимкентской областью (1978-1985 годы). Эти годы были периодом интенсивного строительства и подъема экономики Чимкента и области. Массовой многоэтажной застройкой центра Чимкента, возведением и запуском ТЭЦ-3 город обязан именно Асанбаю Аскарову. По его инициативе были построены дендропарк, зоопарк, озеро Тулпар, ипподром и детская железная дорога. Эту зону отдыха шымкентцы до сих пор зовут «аскаровской».

Имя Асанбая Аскарова осталось и в памяти сельчан: с его приходом в области началось строительство Газалкентского канала и освоение Келесского массива. Своим существованием обязан Асанбаю Аскарову и санаторий «Сарыагаш».

Из воспоминаний соратника А. Аскарова Бакытжана Аширбаева:

«К нам в Чимкент Асанбай Аскаров приехал после Алма-Аты. Конечно же, он не мог не привнести в наш город столичного шика. Отсюда и такое масштабное строительство. По тем временам высотки поражали своей красотой, такого у нас еще не было. Аскаров не смотрел на национальности, положение в обществе, родителей и родственников, ему было все равно, какого жуза перед ним казах, он просто подбирал инициативных, грамотных и, как сейчас говорят, умеющих работать в команде людей. Если ты сумел его «зацепить», доказать свою нужность городу, области, заметьте, не ему лично, а всем жителям, значит, ты работаешь. Он никогда не поднимал на смех даже самые абсурдные проекты, идеи, всегда пытался найти в них рациональное зерно. А человек, работавший рядом с ним, наглядно видел, как вдумчиво глава области подходит к любой сфере деятельности. Не было случая, чтобы Асанбай Аскарович выносил поверхностные решения. Это радовало и поражало одновременно. Этот человек родился чуть раньше своего времени, поэтому нашлось и множество недоброжелателей. Людское сознание в те времена еще не дошло до понимания, что мы сами хозяева города, области, что чужой дядя не будет думать о нашем комфорте, никто, кроме нас самих, не откроет форточку в нашем доме и не впустит свежий воздух…».

С 1959 по 1965 год Асанбай Аскаров работал первым секретарем Джамбулского областного комитета партии. Ветеран журналистики Баттал Жанабаев в те годы был инструктором, позднее — заместителем заведующего отделом обкома.

«На партийной стезе я проработал в общей сложности четыре года. Бывали случаи, когда Асанбай Аскарович напрямую давал нам поручения и сам же держал на контроле их выполнение. Каждому обращению, поступающему в партийный орган, он уделял серьезное внимание, и того же требовал от подчиненных, — вспоминает сегодня Баттал-ага. — Однажды мне было поручено разобраться с жалобой, поступившей из Меркенского района на одного из местных руководителей. «Разберись как следует, подготовь объективную справку!» — потребовал первый секретарь обкома. После такого наставления я дотошно выяснял позицию обеих сторон и по итогам проверки подготовил подробный отчет. На состоявшемся затем заседании бюро обкома партии мои доводы были признаны правильными. А Асанбай Аскарович даже пошутил: «Ты как следователь разбирался в этом деле. Журналисты такими и должны быть». Он во всем придерживался принципа справедливости, людей оценивал, прежде всего, по их работе. С уважением относился к тем, кто смело высказывал интересные предложения по работе. Будучи крупным государственным и партийным деятелем, он был близок к народу, жил его интересами и чаяниями. Находясь на службе в Алма-Ате, А. Аскаров всегда интересовался положением дел в южных областях Казахстана и всячески содействовал решению социально-экономических проблем этого края».

Но наступили смутные времена, и, к сожалению, многие партийные и государственные деятели того периода были вынуждены оставить работу, а наиболее яркие личности подверглись гонениям. В 1985 году кремлевское руководство поставило в вину А. Аскарову строительство ряда внеплановых объектов, позже — участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Алма-Ате. Затем его обвинили в получении крупных взяток, сняли с работы и исключили из партии. Дело было шито белыми нитками, и обвинения строились в основном на анонимных письмах. В 1987 году он был арестован и осужден. Около пяти лет провел в следственных изоляторах МВД и тюрьмах.

Когда Асанбая Аскаровича арестовали, со стороны его соратников и простых граждан во все центральные инстанции пошли сотни писем в его поддержку. В Бишкек на заседание суда направилась и солидная делегация из Жамбылской области. В ее составе наряду с уважаемыми в регионе аксакалами были и Герои Социалистического Труда Дарига Жантокова, Марзия Ибрагимова, Сындыбала Онгарбаева. Но это был тот случай, когда голос народа не захотели услышать…

В конечном счете справедливость восторжествовала. В 1991 году А. Аскаров был освобожден и реабилитирован. Ложь и беззаконие не сломили и не ожесточили его. До последнего дня он писал мемуары, делился мыслями о жизни, о человеческих достоинствах и слабостях.

В своих книгах Асанбай Аскарович доходчиво рассказывает о том, как несправедливо поступила центральная власть по отношению к первым руководителям Казахстана, беззаветно служившим Родине и народу. С уважением отзывается он и о тех, кому пришлось возглавлять республику в первые послевоенные годы, — Жумабае Шаяхметове, Ильясе Омарове, Амире Канапине. Очень тепло он пишет о Динмухамеде Ахмедовиче Кунаеве, с которым ему пришлось работать на протяжении нескольких десятков лет.

«Многие считают, что все, кто находился у руля власти во время господства Коммунистической партии, были просто партийными функционерами. Это не так, — повествует А. Аскаров в эссе «Взгляд». — Компартия была дисциплинированной политической организацией, в рядах которой находились различные люди. Такая огромная по численности партия не могла не оказывать влияния на массы, тем более что в стране не было ни одной отрасли, на которую не влияла бы Компартия. Следовательно, кадры росли и воспитывались в недрах партии. Даже нынешние кадры, оказавшиеся в руководстве независимыми государствами, выросли в недрах прошлой системы. Следовательно, при оценке нашей истории, бывших руководителей необходимо быть очень объективными. В рядах бывших, как их теперь называют, немало людей, заслуживающих уважения. В конце концов, ушедшие не нуждаются в лаврах, но их дела и имена нужны сегодняшнему и грядущему поколениям. Ведь духовность, как воздух, нужна любому обществу. Нельзя забывать, что патриотизм воспитывается на истории нации. Если нация действительно заботится о своем будущем, она должна думать о воспитании грядущих поколений на лучших примерах».

И жизнь самого Асанбая Аскарова — это лучший пример служения народу. Жизнь, сравнимая с подвигом.

Скончался Асанбай Аскаров 13 августа 2001 года. Похоронен он на Кенсайском кладбище в Алматы.

В Алматы его именем названа улица, а на фасаде дома, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска. В городе Шымкенте имя Аскарова носят улица и школа №77, открыт музей и установлен памятник. В Таразе именем Асанбая Аскарова названа одна из центральных улиц города.

Кукен ОРШАБЕКОВ, газета «Знамя труда»

Соңғы жаңалықтар

ҰҚСАС ЖАЗБАЛАР